Межэтническая ситуация в Карачаево-Черкесии и подготовка к переписи населения

В Карачаево-Черкесии начали готовится  к Всероссийской переписи населения, которая запланирована на 2010 год. Как сообщает правительство Карачаево-Черкесии, «для качественного проведения на территории республики очередной Всероссийской переписи населения будут уточнены перечень и границы всех административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Во всех населенных пунктах республики будет проведена проверка наличия и состояния указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир». В свою очередь, Министерство внутренних дел Карачаево-Черкесии проверит правильность регистрации и полноты учета населения по месту постоянного жительства и по месту временного пребывания.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесии к 1 января 2008 года население республики составило 427 400 человек. С 2002 года население Карачаево-Черкесии сократилось на 12 070 человек, что было обусловлено миграционным оттоком и превышением смертности над рождаемостью. В 2007 году ситуация изменилась: впервые за многие годы миграционный отток начал сокращаться, а рождаемость превысила смертность.

Не так давно в Карачаево-Черкесии вступил в силу закон, утверждающий демографическую политику в республике до 2015 года. На это планируется направить почти 50 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов.

Согласно предыдущей Всероссийской переписи населения, прошедшей в 2002 году, жителей Карачаево-Черкесии насчитывалось 439 470 человек. По этническому составу республика выглядит следующим образом: русские — 147 878 человек (33,6 процента), черкесы — 49 591 человек (11,2 процента), абазины — 32 346 человек (7,3 процента), ногайцы — 14 873 человека (3,3 процента). Представители других этносов в общем составляют 6,1 процента населения Карачаево-Черкесии.

Однако, как считает член «Карачаевского конгресса», депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесии Ислам Крымшамхалов, именно карачаевцы — один из основных народов Карачаево-Черкесии, т.к. их численность, согласно тем же данным, составляет 169 198 человек, т.е. 38,5 процента. Это на 5 процентов больше, чем русских.

Напомним, что несколько лет назад «Карачаевский конгресс» отказался поддержать инициативу создания постоянно действующей организации под названием «Конгресс общин Северного Кавказа». Среди целей Конгресса в меморандуме его организаторов были указаны, в частности, следующие: «укрепить правосознание и приверженность российским социально-политическим институтам; не допустить фундаменталистской угрозы и укрепить позиции России на северокавказских территориях». В число участников оргкомитета входили черкесские, осетинские, абхазские, казачьи общественные движения.

Отказ «Карачаевского конгресса» участвовать в данной инициативе был связан в первую очередь с тем, что автономная некоммерческая организация «Центр предупреждения кризисных ситуаций», входившая в оргкомитет создания Конгресса, подготовила и распространила доклад с анализом ситуации в Карачаево-Черкесии. По мнению Крымшамхалова, доклад «ярко демонстрирует заинтересованность авторов в очернении и дискредитации субъектообразующего и самого многочисленного народа республики — карачаевцев». В частности, негативную реакцию представителя «Карачаевского конгресса» вызвало содержащееся в докладе утверждение о том, что в Карачаево-Черкесии имеет место «увеличение моноэтнических и клановых поселений за счет роста доли карачаевцев». В этой связи Крымшамхалов отметил, что в республике нет ни одного кланового поселения, а в «так называемых карачаевских населенных пунктах проживают представители многих этносов. Особенно много среди карачаевцев проживает русских, и никаких конфликтов на национальной почве между этими народами нет». Причину оттока русского населения из Карачаево-Черкесии, о котором также идет речь в докладе, Крымшамхалов видит не в «вытеснении некавказского и немусульманского населения из сельской местности», а в «неблагоприятной экономической ситуации в республике».

Несправедливым нашёл Крымшамхалов и следующий фрагмент доклада: «Отсутствие перспектив, связанных с получением высшего образования и престижной или просто хорошо оплачиваемой работы, служит катализатором резкого роста негативных настроений в отношении представителей других этносов и вер. «Физически» это уже вышло на следующую характерную цепочку: воспитание (дети воспитываются в духе превосходства своего народа над другими); бытовое общение (бытовой национализм), самоорганизация населения (самовооружение при доступности оружия и объединение в кружки, из которых впоследствии легко возникают ячейки для «джамаатов»; особенно это развито среди карачаевцев)».

Наконец, крайне отрицательную реакцию представителя «Карачаевского конгресса» вызвало содержащееся в докладе утверждение о том, что в Карачаево-Черкесии «увеличивается раскол между карачаевским и иным населением республики», что может привести этот субъект федерации «если не к «новой Чечне», то к глубочайшему социальному кризису». Крымшамхалов в этой связи отметил, что «видимо, перед составителями данной концепции стояла цель очернить карачаевский народ, и так пострадавший от политических репрессий в 1943 году.» Кроме того, считает депутат, за такими утверждениями «стоит нескрываемое желание авторов спровоцировать федеральную власть на силовые действия в отношении Карачаево-Черкесии в целом и карачаевского народа, в частности.»

Комментируя заявление Крымшамхалова, один из авторов доклада о ситуации в Карачаево-Черкесии, исполнительный директор Центра предупреждения кризисных ситуаций Леонид Власюк сказал: «Я понимаю, что наш доклад кому-то в Карачаево-Черкесии не понравился. Правду выслушивать всегда тяжело».

Напомним, что именно обострение отношений между карачаевцами и черкесами рассматривалось как основная опасность во время первых всенародных выборов главы Карачаево-Черкесии в 1999 году, в ходе которых республику потряс беспрецедентный политический кризис.